Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕЛЕТИЙ НОВЫЙ
44, С. 587-590 опубликовано: 7 июня 2021г.


МЕЛЕТИЙ НОВЫЙ

Монастырь Осиос Мелетиос
Монастырь Осиос Мелетиос

Монастырь Осиос Мелетиос

[Греч. Μελέτιος ὁ Νέος] (ок. 1030-1035 - 1105-1110), прп. (пам. греч. 1 сент.).

Источники

Сохранилось 2 Жития М. Н., авторами к-рых являются Николай, еп. Мефонский (ок. 1150 - между 1160 и 1166), и придворный поэт Феодор Продром (ок. 1100 - ок. 1170). Еп. Николай составил Житие ок. 1141 г., менее чем через полстолетия после смерти М. Н. Феодор Продром написал биографию М. Н. немного позже. В этих текстах часто упоминаются политические события и исторические деятели. Традиционно на основании анализа различий в жизнеописании святого принято считать, что оба автора работали независимо друг от друга, но недавно было доказано, что Феодор Продром был знаком с сочинением еп. Николая (Armstrong P. Alexios Komnenos, Holy Men and Monasteries // Alexios I Komnenos: Papers on the Second Belfast Byzant. Intern. Colloquium, 14-16 April 1989. Belfast, 1996. P. 224). Произведение еп. Николая Мефонского ближе к агиографическому сочинению, текст Феодора Продрома имеет риторический характер.

Житие

М. Н. род. в Каппадокии, в сел. Муталаска, где за 600 лет до этого появился на свет др. великий подвижник - прп. Савва Освященный. М. Н. происходил из простой, но весьма благочестивой семьи, родителей святого звали Иоанн и София. М. Н. отвергал детские забавы и часто посещал церковь. При обучении грамоте святой испытывал большие затруднения, хотя и обладал усердием. Желая получить благодатную помощь, он вспомнил евангельский рассказ об исцелении кровоточивой жены и тоже решил коснуться одежд Спасителя. Во время совершения литургии М. Н. спрятался под св. престолом и при совершении таинства касался головой покрывавшей престол ткани. После этого он по вере своей получил благодать и стал преуспевать в учении. Само имя преподобного - Мелетий - по-гречески означает «изучающий», «занимающийся». Святой день и ночь изучал Закон Божий и стремился сделать богопознание своим постоянным занятием. Когда ему исполнилось 15 лет, родители нашли для него подходящую невесту. Тогда юноша, до этого сохранявший полное послушание отцу и матери, решил оставить родной дом. Он отправился в К-поль и поселился в мон-ре свт. Иоанна Златоуста. После 3 лет послушничества М. Н. принял постриг. Скоро он настолько преуспел в монашеских добродетелях, что превзошел в этом всех живших там насельников. Желая избежать славы и духовно совершенствоваться вдали от столичной суеты, М. Н. оставил к-польскую обитель. Он решил поклониться мощам вмч. Димитрия Солунского и отправился в Фессалонику, а оттуда задумал совершить паломничество в Рим и Иерусалим. Но как только М. Н. пустился в путь, ему встретился некий благообразный юноша, к-рый повелел М. Н. идти в Фивы к вмч. Георгию Победоносцу, заверив, что путешествие в Рим и Иерусалим ему суждено совершить в другое время. Пройдя вместе с преподобным некоторое расстояние, юноша стал невидимым. М. Н. направился в Фивы, где недалеко от города нашел часовню вмч. Георгия и поселился около нее. Постепенно вокруг часовни собралась братия и возник мон-рь. М. Н. первым приступал к работе и последним уходил в келью. Очевидцы рассказывали, что он переносил тяжелые камни для монастырских построек и был лучшим садоводом и огородником. Но бо́льшая часть его духовных подвигов - бдения, псалмопения, стояния, многочисленные коленопреклонения и потоки слез - оставались невидимыми постороннему взору. Будучи примером отречения от мирских благ, преподобный имел лишь одну власяницу, к-рую постоянно латал и штопал.

М. Н. был еще молод, и бес не оставлял попыток искусить его. Однажды в мон-рь якобы для духовной беседы пришла одна фиванская аристократка, за прекрасной внешностью к-рой скрывалась порочная душа. Но все ее попытки соблазнить подвижника оказались напрасными. Пристыженная М. Н., она удалилась из обители, а преподобный после этого целый год не принимал посетителей.

Устроив жизнь обители, М. Н. совершил паломничество в Рим к мощам апостолов Петра и Павла и на Св. землю, где пробыл 3 года. В пути он претерпел множество опасностей и попал в плен к агарянам, но Господь не оставил своего служителя в беде. Феодор Продром повествует также о паломничестве М. Н. в Испанию к гробнице ап. Иакова.

Крайне суровый образ жизни преподобного привел к образованию язв на ногах, но физические страдания не заставили его ослабить аскезу. Тогда враг рода человеческого, потерпев поражение, в досаде обрушился на учеников М. Н., но большинство из них одержали победу, и лишь троих удалось ему уловить в свои сети. Один из них, Никодим, должен был принять сан иерея, но в нетерпении, он самовольно отправился к Фиванскому митрополиту и получил от него сан священства. После этого он решил не возвращаться в мон-рь и остался служить в городе, однако вскоре его постигла Божия кара. Когда наступила засуха, жители обратились за помощью к М. Н. Было устроено всенародное молебствие, на к-ром присутствовал и Никодим, исполняя в качестве иерея литию. Когда крестный ход подошел к мон-рю вмч. Георгия, М. Н. велел Никодиму снять священническое облачение и влезть в ров в наказание за свое дерзкое своеволие. Но жители сочли действия преподобного жестокими и грубыми. Они извлекли Никодима из ямы, убедили его опять облачиться по-иерейски и взяли его с собой на обратном шествии крестного хода. Тем временем началась сильная гроза, и перед входом в город Никодим был испепелен молнией. Др. учеников, Феодосия и Стефана, поразила зависть к преподобному. Феодосий ушел из обители и всячески хулил святого. Злоба довела его до безумия, и он стал лаять, как собака. Посланный к императору Стефан распространял клевету на М. Н., представляя его неграмотным и неспособным руководить монахами. Когда об этом стало известно братии, они, негодуя на Стефана, пришли с жалобой к преподобному, тот ничуть не огорчился и призвал иноков сожалеть о погибшем брате.

Слава о чудесах и добродетелях святого распространялась все шире, и в мон-рь приходило множество людей. Поэтому спустя 8 лет после основания монастыря вмч. Георгия М. Н. решил переселиться в пустынное место. Он удалился на недоступную крутую гору Киферон на границе Беотии и Аттики. Тогда эту гору называли Миопольской (Миупольской) из-за расположенного недалеко сел. Миополь (Миуполь; дословно «мышиный город»). На горе находился мон-рь Симвул, игумен к-рого Феодосий разрешил М. Н. поселиться рядом с ц. Христа Спасителя. Но и сюда к подвижнику стали стекаться жаждущие монашеской жизни, и он выстроил рядом с церковью кельи. Спустя некоторое время в общине М. Н. было 100 чел. После смерти игум. Феодосия ок. 1081 г. святой возглавил мон-рь Симвул и стал начальником всей Миопольской горы. По благословению К-польского патриарха Николая III (1084-1111) М. Н. был рукоположен во иерея. Но скоро и большой мон-рь (в наст. время известен как Осиос Мелетиос) перестал вмещать избравших подвижнический образ жизни. М. Н. построил церкви Пресв. Богородицы и прор. Илии, а затем приступил к устройству малых лавр (паралаврий), позволяя более совершенным из монахов удалиться в отдельные жилища. Так возникли 22 паралаврии (или 24, согласно Феодору Продрому), в к-рых подвизались по 8-12 и более монахов.

Даже дикие животные и огненная стихия подчинялись преподобному: он запретил поедавшему овощи зайцу разорять огород и приказал передать всем обитавшим на горе зверям, чтобы те больше не смели приближаться к садовой изгороди; однажды на горе вспыхнул лесной пожар, но святой, сотворив крестное знамение, остановил устремившееся к мон-рю пламя. Он предупредил иноков о сильном землетрясении.

Слава подвижника достигла К-поля, и он стал известен имп. Алексею I Комнину (1081-1118) и вельможам. М. Н. старался не брать дары, но из почтения не мог отказать императору, к-рый повелел ежегодно выдавать мон-рю 422 золотые монеты через посредство сборщиков податей в Аттике; а то, что было сверх назначенной суммы, он отсылал, говоря, что не имеет нужды в большем.

М. Н. получил от Бога дар не только исцеления, но и прозорливости. По свидетельству мон. Илариона, М. Н. видел события, происходившие во время похода Алексея I на половцев. Император остановился с войском в Анхиале, а варвары опустошали окрестности города. Имп. Алексей хотел выйти из крепости и вступить в битву, исход к-рой был бы неблагоприятным. Предвидя это, М. Н. погрузился в молитву, чтобы император остался внутри города. Половцы тем временем восстали друг против друга, а потом рассеялись в разные стороны. Иларион, запомнив день и час этого видения, впосл. узнал у царских оруженосцев, что все так и случилось.

Когда севаст Иоанн Дука отправился в поход на о-в Крит против мятежника Карика, его флот остановился на Эвбее. Военачальник хотел получить благословение М. Н. и отправился на Миопольскую гору. Но преподобный велел ему оставаться на Эвбее и ждать новостей с Крита. Через нек-рое время пришло известие о смерти Карика.

В последние годы жизни преподобного к нему часто обращались представители визант. знати, в т. ч. анфипаты (наместники) пров. Эллада. Феодор Продром сообщает, что М. Н. предрек скорую смерть анфипату Иоанну Ксиру, спас подавившегося костью анфипата Епифания Каматира и предсказал Варде Иканату, что тот в 3-й раз станет анфипатом Эллады.

Однажды за благословением к святому отправился Михаил из рода Кастамонитов. По дороге слуга Кастамонита решил убить господина, но М. Н. явился ему в виде грозного мужа, и тот побоялся осуществить задуманное. Когда они пришли в мон-рь, преподобный обличил слугу в готовившемся покушении.

Когда правитель Фив, Вриенний, собрался идти к преподобному, чтобы испросить его молитвы, он позвал с собой и своего родственника Ватаза, обещая тому великую пользу от поучений старца. Но высокообразованный Ватаз усомнился в том, что М. Н. может научить его чему-нибудь. Они пришли в обитель, святой сначала принял Вриенния, побеседовал с ним и помолился, а затем кротко сказал Ватазу, что тот не имеет нужды в его наставлении. Тем самым М. Н. дал ему понять разницу между знанием человеческим и Божественной благодатью. Многих своих посетителей, в чем-нибудь тайно согрешивших, святой наставил на путь истинный, открывая сокровенные грехи.

Среди многочисленных чудес М. Н. есть и «обычные», к-рые описываются в др. Житиях св. игуменов. Напр., как-то зимой в обители осталось мало елея, а из-за выпавшего снега пути стали непроходимыми, М. Н. благословил сосуд с елеем, и тот не оскудевал, пока не растаял снег. Однажды тыква, единственное блюдо, к-рое могло быть предложено братии, оказалась горькой и несъедобной. Повар сообщил об этом преподобному, тот благословил тыкву, и она тотчас стала сладкой. В др. раз М. Н. велел разбить сосуд с вином, в к-ром оказалась ядовитая змея.

М. Н. скончался в возрасте ок. 70 лет и был погребен в монастырском соборе Небесных Сил бесплотных. На его гробнице совершались исцеления. Расслабленный мон. Иаков, принесенный в храм и положенный на полу в том месте, под к-рым было погребено честное тело преподобного, тотчас восстал здоровым. Прокаженный фиванец по имени Варда увидел во сне, что находится в соборе, где погребен М. Н., причем святой участвует в совершающемся там богослужении; болящий припал к его ногам и увидел, как от жертвенника изошел свет, озаривший святого, тот коснулся рукой прокаженного, и Варда проснулся здоровым, только на губах его остался небольшой след болезни, чтобы он не забывал о чуде. Также святой, явившись во сне, исцелил правую руку мон. Саввы и избавил Климента из Монемвасии от болезни печени и грыжи.

В 1806 г. в Венеции диак. Агапий издал сб. «Новый Рай», включающий пересказанное им Житие М. Н., составленное на основании 2 визант. Житий.

Честная глава М. Н. хранится в монастыре Осиос Мелетиос, др. частицы мощей находятся в ц. вмч. Георгия в Элефсине и в богословской школе на о-ве Халки (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 216).

Ист.: BHG, N 1247, 1248; Николай, еп. Мефонский. Житие Мелетия Нового // ППС. 1886. Вып. 17. Т. 6. Вып. 2. С. 1-39; Феодор Продром. Житие Мелетия Нового // Там же. С. 40-69; Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος), ἀρχιεπ. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τοῦ μοναχικοῦ βίου ἐν ῾Ελλάδι: ῾Ο ῞Οσιος Μελέτιος ὁ Νέος (περ. 1035-1105). ᾿Αθῆναι, 1968. Σ. 39-72 [Житие Николая Мефонского]; Σ. 73-100 [Житие Феодора Продрома].
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 267; K[azhdan] A. Meletios the Younger // ODB. Vol. 2. P. 1333-1334; Janin R. Melezio il Giovane, monaco in Beozia, santo // BiblSS. Vol. 9. Col. 300-301; Angelou A. Nicholas of Methone: The Life and Works of a Twelth-Century Bishop // Byzantium and the Classical Tradition. Birmingham, 1981. P. 143-148; Armstrong P., Kirby A. Text and Stone: Evergetis, Christodoulos and Meletios // The Theotokos Evergetis and 11th Century Monasticism: Papers of the 3rd Belfast Byzant. Intern.l Colloquium, 1992 May. Belfast, 1994. P. 147-161; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 330-331; Messis Ch. Deux versions de la même «vérité»: Les deux vies d'Hosios Mélétios au XIIe siècle // Les vies de saints à Byzance: Genre littéraire ou biographie historique? P., 2004. P. 303-345; Paschalidis S. A. The Hagiography of the 11th and 12th Cent. // The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography / Ed. S. Efthymiadis. Farnham, 2011. Vol. 1: Periods and Places. P. 143-172; Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 1. Σ. 70-72.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Мелетий Новый, (ок. 1030-1035 - 1105-1110), преподобный (пам. греч. 1 сент.)
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)